К основному контенту

Навруз - праздник дружбы и единства (мультимедиа)

Навруз - праздник дружбы и единства  

На сегодня официально около в 20 странах мира Навруз принята, как официальный государственный праздник. С каждым годом количества стран, где отмечают Навруз становится больше.

Рождение Наврузбека собрал за дастарханом две соседние семье

Тридцатилетняя Кумуш по-особенному готовится к празднику Навруз. Потому что в этот день за праздничным столом собираются родственники из двух стран, Узбекистан и Таджикистан. Две семье из соседних республик вместе отмечают приход весны, праздник дружбы и день рождение Наврузбека – символа любви Кумуша с Шахриёром.

Кумуш родом из Узбекистана. Но, судьба распорядилась так, что она попала учиться в Худжандский государственный университет, который находится на северном Таджикистана. В начале ей было очень трудно. Кумуш не знала языка. И при каждом упоминание её имени, все узнавали, что она узбечка и интересовались её личностью. С Шахриёром они познакомились во время учёбы. В начале это была чистая дружба, но со временем оно превратилось в нечто больше. Когда Шахриёр предложил ей руку и сердца, Кумуш не стала долго думать. Но, её родителям было трудно принимать решение. Они не думали, что Кумуш сможет понят и соблюдать традиции, обычая таджикской семье. Граница, другая страна, другие традиции и обычая не смогли препятствовать молодым. После свадьбы на самом у Кумуш были некоторые трудности. Она не понимала для чего нужны некоторые традиции, обряды, почему их соблюдают. Но, были и те обычая, которые никак не отличались. Из-за дальней дороги Кумуш не часто ездила к родителям. В основном их семья собирались на каких-то мероприятиях. Но, после того как у Кумуша и Шахриёра в день Навруз, родился первый ребёнок, у семьи появилась традиция, собираться каждый год, за праздничным столом. Этот праздник превратился для их семье в «Международный семейный праздник». И над именем ребенка не пришлось много думать. Ведь он родился со своим именем – Наврузбек.

История и изменения Навруза

21 марта – Международный день Навруз. Это слова с персидского обозначает «Новый день» (от «нав» – новый и «руз» – день). Праздник прихода весны, первый день Нового года, день весеннего равноденствия и начала посева нового урожая. Навруз имеет многовековую историю. В священной книге зороастризма «Авеста» указана празднование Навруза. В книге Омара Хайяма «Наврузнома» («Книга о Наврузе») происхождение праздника уходит во времена царство легендарного короля Джамшеда.

Нуриддинджон Файзуллоев, доцент, кандидат исторических наук Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова утверждает, что с каждым годом о происхождении Навруз и об традициях связанные с ним, появляются новые факты и новые источники информации. И они говорят о том, что корни появление Навруза связана превращение земледелия в производства, то есть это еще во времена палеолита.

— В Ферганской долине из по кон веков жили в дружбе три национальности: узбеки, таджики и киргизы. В больших городах Ферганской долины, Фергана, Андижан, Худжанд, Исфара и Баткен народы вместе отмечали Навруз. Особенность этого праздника является то, что на праздничный стол приглашают всех. Потому что, этот праздник не различает людей по свету кожи, по религии или же по этническим принадлежностям. Мы должны одевать хотя бы что-то новое. Если с кем-то в ссоре, то должны мирится,- говорит Файзуллоев Нуриддинжон.

Он также добавил, что у нас были три национальные праздники – Праздник Сада (прощание с зимой), Навруз (встреча весны, начала нового посева) и Мехргон (сбор урожая): «Со временем праздник изменился. Десять лет назад праздник стал международным. Сегодня Навруз отмечают во всех странах ЦА, в Арабских странах, в США и даже в Европейских странах».

В дни Навруза (21-22 марта) устраивают различные традиционные игры, конные скачки, козлодрание (бузкаши), борьба силачей, прыгалка. Многие исторические события, захваты и войны повлияли на некоторые традиции и обычае Навруза. Но, оно никогда не утратило своё значение. Изменения произошло с приходом арабов, турков и монголов. На праздничном столе появились новые блюда, «Хафтшин», «Хафтсин» и «Хафтмим» («Хафтсин» и «Хафтшин» – «Син» и «шин» – это названия букв «С» и «Ш» в персидском алфавите, а «Хафт» обозначает «7». В зороастризме и Исламе цифра «7» считается священной. В древние времена был также «Хафтмим». «Мим» – название буквы «М» в персидском алфавите, но из-за многих расходов такой стол накрывают редко. «Хафтсин» ввели арабы, т.к. в Исламе употребление вина запрещается, но им не удалось искоренить «Хафтшин»). Ранее дастархан украшали веточками фруктовых деревьев. Земледелии просили о хорошем урожае и обилие. Во время Советского Союза Навруз превратился в домашний праздник, оно не была всемирным и всенародным.

Навруз требует очищение от обиды и зла

Философия Навруза – это философия нововведения. То есть, новый мир, новые мнения, новые мысли. Весной просыпается природа, деревья, цветут цветы, растения, начинается посев нового урожая. Как и природа, человек должен себя обновить, очищать.

Учёный, фольклорист, автор книги «Навруз, Мехргон ва чашнхои дигари ниёгон» («Навруз, Мехргон и другие праздники предков»), заместитель директора научно исследовательского Института культуры и информации Министерства культуры Республики Таджикистан Дилшод Рахими утверждает, что на Новый год человек должен прийти без обиды и зла.

— Очищение проходит в три этапа. Сначала люди очищают окружение, которые живут, организовывают «хашар» («субботник»), занимаются чисткой арыков, улиц, каналов, потом мечетей и кладбищ. После, каждый человек начинает очищать свой дом. Отбеливают стволы деревьев, делают обрывки. Женщины чистят ковры, посуды, курпа. И наступает время очищение самого человека. Люди принимают душ, постригают волосы, ногти, бреются. Потом наступает время духовного очищения. То есть нужно очищать из себя зло и обиду. Если с кем-то в ссоре, то должны просить прощения. На новом году никто не должен остаться в обиде. Потому что это обида может принести злой рок на всех остальных,- рассказывает о традициях и обрядах Навруза, Дилшод Рахими.

Он также сказал, что раньше в селах были престарелые, которые занимались примирением обиженных. Если одно село был в ссоре с другим селом, то на празднике Навруз готовили плов и ели вместе за одним столом. Это предотвращала конфликты и ссоры.

— Еще была традиция прыгать через огонь. Разжигали три костра в малолюдных местах и люди прыгали через них. Нужно было три раза прыгнут с огня и не смотря назад уйти. Потом мылись руки и лицо и уходили домой. Но, это традиция сейчас исчезла. То есть я в своей практике не увидел, чтобы этот обряд сохранилось где-то,- добавил Рахими.

Символом Навруза и Нового года является еще одно блюда «Суманак» или «Сумалак». Суманак должен быть готовым до восхода солнца в основной день праздника. Но, есть основное блюда, которое все народы ЦА готовили, но на разных языках она звучит по-разному. Но смысл один, оно готовится из 7 видов зерновых: фасоль, горох, чечевица, пшеница, маш, соя и нут.

Также считается, что суманак нужно готовить с песнопениями, танцами и шутливыми, весёлыми припевками. После охлаждения блюдо подаётся к столу.

Есть и традиция «бойчечак гуфтан» («нести подснежник»). Особенно оно красиво звучит из детских уст.

Таджикская Общества дружбы и культурный связи с зарубежными странами в Согдийской области Таджикистана была образована с целью ознакомления, развития дипломатии народов, сохранения культур разных национальности и этнических меньшинств. В области свободно действуют Общество киргизов, узбеков, казахов, русских, китайцев.

— Каждое общество празднуют свои национальные праздники. Главное, знакомства друг-друга своими традициями и обрядами. Ведь они показывают и говорят о нашей идентичности, знакомят нас. Поэтому, сохранить свои обычаи и традиции и уважать обычая и традиции других национальностей очень важно для мира и сплоченности,- говорит представитель Общества дружбы и культурный связи с зарубежными странами в Согдийской области Латиф Султонов.

В этом году Кумуш особенно торжественно накрывает праздничный стол. Ведь после того, как граница с Узбекистаном была открыта, к ней в гости планируют приезжать и дяди, которые лет 10 тому назад приезжали в Таджикистан. Восьмилетии Наврузбека станет для родственников днём знакомства и новых встреч.

Гузал МАХКАМОВА

Джамшед МАЪРУФ,

специально для «SN»

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

МУҲАММАД – ЧАРО ВА БО КАДОМ МАҚСАД ИН НОМРО ЗИЁД ИСТИФОДА МЕБАРАНД?

  МУ ҲАММАД – ЧАРО ВА БО КАДОМ МА ҚСАД ИН НОМРО ЗИЁД ИСТИФОДА МЕБАРАНД ? Вазира , модари панҷ фарзанд буда, ҳоло 39 сол дорад, дар шаҳри Гулистон и вилояти Суғд ба сар мебарад. Вай 4 писар ва 1 духтар дорад. Оилаи Вазира ба номгузории фарзандон бисёр аҳамияти ҷиддӣ медиҳанд. Номҳои фарзандони Вазира – Манижа, Муҳаммад, Додихудо, Алишер ва Амрихудо мебошад. Духтари ягонаи хонаводаро волидон бештар Хадича ном мебаранд.   Вақте писари аввалинаш ба дунё омад, шавҳари Вазира пешниҳод кард, ки ба кӯдаки навтавлидёфта номи Муҳаммадро медиҳанд. Чунки ӯ орзу дошт, ки яке аз номҳои фарзандаш номи Пайғамбар (с) номгузорӣ шуда бошад.   «Ин номро ба фарзанд гузоштан хеле хуб аст ва дар ин бора дар китобҳо гуфта шудааст, ҳадис низ мавҷуд аст, - мегӯяд Вазира.   Ба гуфти Вазира, ба кӯдак чунин ном гузошт, ки ӯ аз номаш ягон маротиба шарм надорад. Чун ном хосияти таъсир кардани ба феълу атвори инсонро дорад. Муҳаммади 15-сола, писари калонии Вазира ҳоло дар синфи 8-уми мактаби миёнати № 15-и

Жители приграничных сел мечтают о жизни без границ

  Жители приграничных сел мечтают о жизни без границ Село Чоркишлак расположено в южной части Исфаринского района, в долине Исфаринской реки. Река протекает из пяти мест села, может и поэтому жители не ощущает трудности с водой. Внизу данного села находиться одно из самых знаменитых, чистой природой и лечебными процедурами санатория в стране, «Зумрадшох». Раньше в этих местностях росли облепиховые кустарники. 50-60 лет тому назад, можно было в этом местности увидеть их. Но, сейчас облепиху здесь не встретишь. Количества жителей растет, а Чоркишлак расширяется. ЧОР КИШЛАК, с перевода «четыре села». Здесь проживают коренные жители из четырёх сёл, Чорку, Чилгази, Исфара и Навгилем. 98% жителей села - местные таджики. Дома остались от их прадедушек. Раньше в селе были и несколько семей-кыргызов. Но, сейчас их осталось две или три. Есть еще и интернациональные семьи, которые состоят из киргизов и таджиков. Дорога от центра Исфары до села не дальняя, всего лишь 7-8 км. Общественных транспор

В Худжанде выбрали лучшее фото о любви к Родине

  В ресторане Khujand Star накануне, 20 июня, прошла церемония объявления победителя конкурса «Лучшая фотография», приуроченного к «Году развития туризма и народных ремесел» в Таджикистане. Конкурс был организован генеральным директором журнала «Гид Таджикистан» Джаннатой Умаровой. — Идея организации конкурса пришла мне в голову после чтения книги Саидмурода Давлатова. В книге было написано: «если не знаешь, как проявить свой патриотизм, то хотя бы сфотографируй исторические места и природу родного края и выложи их в интернет». Эти слова вынудили меня организовать данный конкурс, который посвящён «Году развития туризма и народных ремесел», — говорит Джаннатой Умарова. Конкурс был объявлен  месяц назад. Всего организаторы получили около 300 фотографий от участников. Из них были выбраны три самые лучшие, которые, по мнению жюри больше всего выражали любовь к Родине. В мероприятие участвовали представители Управления по развитию туризма и народных ремесел Согдийской области, гости, советс