К основному контенту

Жители приграничных сел мечтают о жизни без границ



 Жители приграничных сел мечтают о жизни без границ










Село Чоркишлак расположено в южной части Исфаринского района, в долине Исфаринской реки. Река протекает из пяти мест села, может и поэтому жители не ощущает трудности с водой. Внизу данного села находиться одно из самых знаменитых, чистой природой и лечебными процедурами санатория в стране, «Зумрадшох».
Раньше в этих местностях росли облепиховые кустарники. 50-60 лет тому назад, можно было в этом местности увидеть их. Но, сейчас облепиху здесь не встретишь. Количества жителей растет, а Чоркишлак расширяется.
ЧОР КИШЛАК, с перевода «четыре села». Здесь проживают коренные жители из четырёх сёл, Чорку, Чилгази, Исфара и Навгилем. 98% жителей села - местные таджики. Дома остались от их прадедушек. Раньше в селе были и несколько семей-кыргызов. Но, сейчас их осталось две или три. Есть еще и интернациональные семьи, которые состоят из киргизов и таджиков.
Дорога от центра Исфары до села не дальняя, всего лишь 7-8 км. Общественных транспортов достаточно много. Дорога Чоркишлак дает возможность жителям приграничных джамоатов, Чоркух и Ворух проезжать объездом территорию соседнего села Кыргызстана, Карабак.
Чоркишлак больше похоже на маленький поселок. Довольно чистые улицы, заасфальтированы и оснащены лампочками.
В селе проживают больше 4 тысяч человек. Основной доход жителей земледелие и трудовая миграция, в основном в Российскую Федерацию. Всего пахотных земель в селе 40 га. а также 110 га. садов. Паи распределены больше 300 семьям. У каждого от 30 до 50 соток земель. Около 800 жителей находиться на трудовой миграции. Многие из них уехали на миграцию вместе с семьями.
Во время Советского Союза здесь был колхоз имени Ленина. В то время в основном выращивали помидор. Сорт помидора выращенное в Чоркишлаке в то время славился во многие страны Союза. После распада великой державы, колхоз был переименован на «Иттифок» («Союз, дружба»).
Из покон веков, жители Чоркишлак живут в дружбе со своими близкими соседями, жителями соседнего Кыргызстана, Карабак. Несколько лет назад дорогу через Карабак, откуда проезжали больше 70 тысячи жителей приграничного Чорку и Воруха, закрыли. Построили новую дорогу, через село Чоркишлак. Несколько жители остались без президентских земель. Автозаправочные и магазины соседей, откуда жиетли села покупали горючее, минеральные удобрения, и химикаты остались на другой стороне границы. От этого ни только пострадали предприниматели Карабак, но и жители таджикской стороны. В верхней части данного региона, в джамоате Ворух часто возникает приграничные конфликты. Но, в истории двух соседних сел, Чоркишлак и Карабак таких конфликтов никто не знает. Они и до сих пор свадьбы и похороны проводят вместе. Каждую пятницу мужчины соседнего Карабака приходить в мечет Чоркишлака, читать пятничный намаз.
В селе расположены несколько общественные зданий: мечет, школа, детский сад, центр здоровья, парикмахерская, комитет махалли, чайхана, малый производственный цех и несколько продуктовых магазинов.



Школа №16 имеет два здания: в старом здании учатся дети младших классов. Старшеклассники же учатся в новом здании. Всего в школе 736 учеников, которым преподают 41 учителей. Мужчины учителя в основном приезжают из города Исфары. А учителя женщины, их восемнадцать, жители села. Каждый год больше 20 процентов выпускников школы становиться студентами. Но, есть проблема с продолжением учёбы девочек. Молодые специалисты женщины в селе мало. Многие из них снохи, которые вышли замуж за местных парней.
В селе существуют необычные традиции. Каждый год, в начале марта все жители выходят на улицу, на «хашар» (ред: Хашар (персидское, арабское слово — «совместный труд, благотворительность») — термин, вошедший в таджикский и тюркские языки. Хашар означает то же, что субботник — безвозмездная уборка территории силами граждан). Мужчины села чистят арыки, отбеливают деревья, косят кусты. А женщины же в этот день, отдыхают. Подарок в честь международного женского дня. Стол накрывают в мечети, режет скот, в больших казанах готовят еду, которая хватает ни только жителям, но и гостям. Субботний день совмещенный со встречей весны, подготовкой к новому посевному сезону, превращается в селе в большой праздник.
Ценность человеческих отношений чувствуется везде. На улицах все жители здороваются, обращаются по имени, спрашивают ни только о встречном, но и о его близких, которые находятся за границей, на трудовой миграции. Одним словам, все друг друга хорошо знают.
Мечет и здание медицинского центра находятся напротив друг друга. Оба здания были совсем новые. Но, по словам председателя села, Эргашбой Шамсиева, главврач живет близко. В любое время, любой день жители могут обратиться без проблем.


- Всего в центре работают два врача и 12 медсестер. Здесь наблюдаются жители и двух соседних сел, Чор бог и соседнее село Кыргызстана Карабак. Село очень большое. Жителей много. Половина из них живут в верхней части, - говорит активист села.
В этих приграничных много общего: один мечет, одна амбулатория. Но, каждый конфликт и каждый пункты приграничных постов разрушают отношения. Так как считают, что много хороших традиций и отношений они теряют именно из-за появления границ. Поэтому, именно для решения таких маленьких, но для многих приграничных жителей больших деталей нужно решать совместно. Ведь каждая сторона мечтает о мире и благополучие. И самое главное, о жизни без границ.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

МУҲАММАД – ЧАРО ВА БО КАДОМ МАҚСАД ИН НОМРО ЗИЁД ИСТИФОДА МЕБАРАНД?

  МУ ҲАММАД – ЧАРО ВА БО КАДОМ МА ҚСАД ИН НОМРО ЗИЁД ИСТИФОДА МЕБАРАНД ? Вазира , модари панҷ фарзанд буда, ҳоло 39 сол дорад, дар шаҳри Гулистон и вилояти Суғд ба сар мебарад. Вай 4 писар ва 1 духтар дорад. Оилаи Вазира ба номгузории фарзандон бисёр аҳамияти ҷиддӣ медиҳанд. Номҳои фарзандони Вазира – Манижа, Муҳаммад, Додихудо, Алишер ва Амрихудо мебошад. Духтари ягонаи хонаводаро волидон бештар Хадича ном мебаранд.   Вақте писари аввалинаш ба дунё омад, шавҳари Вазира пешниҳод кард, ки ба кӯдаки навтавлидёфта номи Муҳаммадро медиҳанд. Чунки ӯ орзу дошт, ки яке аз номҳои фарзандаш номи Пайғамбар (с) номгузорӣ шуда бошад.   «Ин номро ба фарзанд гузоштан хеле хуб аст ва дар ин бора дар китобҳо гуфта шудааст, ҳадис низ мавҷуд аст, - мегӯяд Вазира.   Ба гуфти Вазира, ба кӯдак чунин ном гузошт, ки ӯ аз номаш ягон маротиба шарм надорад. Чун ном хосияти таъсир кардани ба феълу атвори инсонро дорад. Муҳаммади 15-сола, писари калонии Вазира ҳоло дар синфи 8-уми мактаби миёнати № 15-и

В Худжанде выбрали лучшее фото о любви к Родине

  В ресторане Khujand Star накануне, 20 июня, прошла церемония объявления победителя конкурса «Лучшая фотография», приуроченного к «Году развития туризма и народных ремесел» в Таджикистане. Конкурс был организован генеральным директором журнала «Гид Таджикистан» Джаннатой Умаровой. — Идея организации конкурса пришла мне в голову после чтения книги Саидмурода Давлатова. В книге было написано: «если не знаешь, как проявить свой патриотизм, то хотя бы сфотографируй исторические места и природу родного края и выложи их в интернет». Эти слова вынудили меня организовать данный конкурс, который посвящён «Году развития туризма и народных ремесел», — говорит Джаннатой Умарова. Конкурс был объявлен  месяц назад. Всего организаторы получили около 300 фотографий от участников. Из них были выбраны три самые лучшие, которые, по мнению жюри больше всего выражали любовь к Родине. В мероприятие участвовали представители Управления по развитию туризма и народных ремесел Согдийской области, гости, советс