К основному контенту

Ренессанс души: Шарофат Усмонзода о музыке, женщине и силе искусства

Недавно, театральная группа «Ренессанс» («Эхё») из Душанбе привезла в Худжанд све́жее дыхание музыкального искусства, представив зрителям три масштабные постановки в жанре мюзикла. «Король Лев», «Дракула» и «Рустам и Сухроб» — именно эти спектакли стали визитной карточкой нового коллектива и заставили говорить о нём как о ярком явлении в современном таджикском театре.

Возглавил коллектив известный режиссёр-постановщик Сухроб Усмонов, сумевший объединить профессиональных артистов оперы и балета и талантливую молодёжь в одном творческом пространстве.


Одной из ярких звёзд проекта солистка театра Шарофат Усмонзода, мастер сцены, ведущая солистка оперного театра, кавалер ордена Шараф, певица с редким голосом и широкой сценической палитрой. Родившаяся 25 февраля 1990 года в Душанбе, она заявила о себе ещё в детстве: в 2001 году юная Шарофат покорила зрителей Международного фестиваля творчества стран СНГ, а сегодня — солистка высшей категории Таджикского театра оперы и балета, лауреат множества престижных конкурсов и педагог.



Мы поговорили с Шарофат Усмонзода о впечатлениях от худжандской публики, о барьерах, с которыми сталкиваются женщины в искусстве, о стереотипах и о том, как молодёжи преодолеть трудности, чтобы добиться успеха в мире искусства.

Ж: Шарофат Музафаровна, вы — не только ведущая солистка Таджикского государственного академического театра оперы и балета, но и яркая личность, которая своими выступлениями завоевала признание как в Таджикистане, так и за рубежом. Ваша карьера включает важные гастроли, победы в международных конкурсах и признание на самых крупных сценах мира. Как вы пришли в мир искусства?

Это было нечто естественное, хотя и необычное. Мама всегда говорила, что с самого рождения я начала петь. И хотя в детстве я больше интересовалась балетом, моё увлечение искусством началось с музыки. На самом деле, я росла в семье, где музыка всегда была частью жизни. Мой отец был самоучкой, играл на фортепиано и гитаре. Помню, как часто мы собирались вечерами, и он играл, а мы пели. Это был наш домашний концерт, и я с детства ощущала, что музыка — неотъемлемая часть моей жизни.

Ж: Интересно, что в юном возрасте вы не воспринимали оперу как нечто привлекательное. Вы, вероятно, не могли представить, что однажды станете её частью. Что же произошло в вашей жизни, что изменило ваше отношение к этому жанру?

- Всё изменилось в 14 лет. На тот момент я была увлечена эстрадой, принимала участие в конкурсах и фестивалях. Но в 2004 году я познакомилась с ректором, который предложил мне поступить в консерваторию. Я начала учиться в Таджикской национальной консерватории, где моим педагогом стал народный артист Бурхон Маматкулов. Он дал мне не только знания, но и любовь к классической музыке. Опера меня буквально "поймала". Вскоре я перестала думать об эстраде и полностью погрузилась в оперное искусство. Это стало моим призванием.

  Ж: Это сильный поворот. А как вы считаете, какие качества важны для того, чтобы успешно двигаться по этому пути?

Главное — это трудолюбие и вера в себя. Конечно, без таланта не обойтись, но успех в искусстве требует много времени и усилий. Нужно быть готовым к огромным нагрузкам, к постоянному самосовершенствованию, а также не бояться трудностей. Важно не ожидать всего и сразу — в искусстве не бывает лёгких путей. А для молодых людей особенно важно — не сдаваться.

 Ж: Мы не можем не затронуть тему женщин в искусстве. Как вы видите роль женщин в этой сфере? Существует ли мнение, что женщинам в искусстве сложнее добиться успеха?

Безусловно, женщины в искусстве сталкиваются с множеством стереотипов и барьеров. В нашем обществе бытует мнение, что, если девушка танцовщица или певица, значит, она "не серьёзная" и что на неё не стоит смотреть как на будущую жену или мать. Это очень ограниченное и неверное представление. Искусство — это очень сложная сфера, и, если человек действительно талантлив, он найдёт своё место. Но, к сожалению, наш менталитет часто мешает развиваться женщинам в искусстве.


 

 Ж:  Это правда. Вы когда-нибудь сталкивались с дискриминацией по половому признаку в своей карьере?

Лично я не сталкивалась с ограничениями из-за того, что я женщина. Наоборот, многие мужчины в театре поддерживали меня и помогали в карьере. Конечно, бывают моменты, когда приходится бороться с устоявшимися стереотипами в обществе. Но в искусстве есть много достойных женщин, которые ведут порядочный образ жизни и делают своё дело с уважением.

Ж: Вы говорите о поддержке со стороны мужчин. Но в некоторых случаях женщины сталкиваются с гендерным насилием или невидимыми барьерами на пути к карьерному росту. Существуют ли такие препятствия в искусстве, и что нужно сделать, чтобы их преодолеть?

Это, к сожалению, реальность, с которой мы сталкиваемся не только в искусстве, но и в других сферах. Многие женщины страдают от гендерного насилия или давления, которые ограничивают их развитие. Чтобы преодолеть эти барьеры, важна поддержка со стороны семьи и общества. Очень важно, чтобы с ранних лет девочек учили уважать различные профессии, в том числе и искусство, как и любую другую важную сферу жизни.


 

Ж: Если говорить о том, как поддерживать молодёжь в искусстве, то какие шаги, по вашему мнению, должны быть сделаны для того, чтобы вдохновить и помочь новым талантам?

Очень важно, чтобы в семье всегда был приоритет к культуре и искусству. Родители должны показывать своим детям театры, выставки, рассказывать о великих мастерах и поддерживать их в стремлении к самовыражению. Молодёжи нужно дать возможность развиваться, но при этом важно осознавать, что путь в искусстве долгий и трудный. Нужна мотивация, терпение и, конечно же, вера в свой талант.

 Ж: Вы упомянули, что искусство помогает пережить даже самые тяжёлые времена. Как вы сами ощущаете эту роль искусства в жизни человека?

Искусство действительно имеет невероятную силу. Оно может поддержать душу, когда всё вокруг рушится. В моменты кризиса, когда люди переживают трудные времена, искусство становится тем светом, который даёт надежду. Это не просто работа — это служение. Мы, артисты, имеем уникальную возможность вдохновлять людей, помогать им находить силы для жизни.

 Ж: Что бы вы посоветовали девушкам, которые хотят посвятить себя искусству, несмотря на все трудности? 

Я бы посоветовала не бояться идти своим путём. И хотя путь будет нелёгким, результат стоит всех усилий. Нужно быть готовыми к долгому и трудному пути. Важно помнить, что искусство — это не только звёзды на сцене, но и глубокая внутренняя работа. Уверенность в себе, трудолюбие и стойкость помогут справиться со всеми трудностями.

 Ж: Спасибо вам за такой откровенный и вдохновляющий разговор, Шарофат Музафаровна! Ваш опыт и мудрость действительно могут стать примером для многих, кто решит посвятить свою жизнь искусству.

Спасибо вам за интересные вопросы. Я всегда готова делиться своим опытом, чтобы вдохновить и поддержать тех, кто хочет идти по этому пути. Искусство — это важная часть нашей жизни, и оно стоит того, чтобы его любили и ценили.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

МУҲАММАД – ЧАРО ВА БО КАДОМ МАҚСАД ИН НОМРО ЗИЁД ИСТИФОДА МЕБАРАНД?

  МУ ҲАММАД – ЧАРО ВА БО КАДОМ МА ҚСАД ИН НОМРО ЗИЁД ИСТИФОДА МЕБАРАНД ? Вазира , модари панҷ фарзанд буда, ҳоло 39 сол дорад, дар шаҳри Гулистон и вилояти Суғд ба сар мебарад. Вай 4 писар ва 1 духтар дорад. Оилаи Вазира ба номгузории фарзандон бисёр аҳамияти ҷиддӣ медиҳанд. Номҳои фарзандони Вазира – Манижа, Муҳаммад, Додихудо, Алишер ва Амрихудо мебошад. Духтари ягонаи хонаводаро волидон бештар Хадича ном мебаранд.   Вақте писари аввалинаш ба дунё омад, шавҳари Вазира пешниҳод кард, ки ба кӯдаки навтавлидёфта номи Муҳаммадро медиҳанд. Чунки ӯ орзу дошт, ки яке аз номҳои фарзандаш номи Пайғамбар (с) номгузорӣ шуда бошад.   «Ин номро ба фарзанд гузоштан хеле хуб аст ва дар ин бора дар китобҳо гуфта шудааст, ҳадис низ мавҷуд аст, - мегӯяд Вазира.   Ба гуфти Вазира, ба кӯдак чунин ном гузошт, ки ӯ аз номаш ягон маротиба шарм надорад. Чун ном хосияти таъсир кардани ба феълу атвори инсонро дорад. Муҳаммади 15-сола, писари калонии Вазира ҳоло дар синфи 8-уми мак...

Жители приграничных сел мечтают о жизни без границ

  Жители приграничных сел мечтают о жизни без границ Село Чоркишлак расположено в южной части Исфаринского района, в долине Исфаринской реки. Река протекает из пяти мест села, может и поэтому жители не ощущает трудности с водой. Внизу данного села находиться одно из самых знаменитых, чистой природой и лечебными процедурами санатория в стране, «Зумрадшох». Раньше в этих местностях росли облепиховые кустарники. 50-60 лет тому назад, можно было в этом местности увидеть их. Но, сейчас облепиху здесь не встретишь. Количества жителей растет, а Чоркишлак расширяется. ЧОР КИШЛАК, с перевода «четыре села». Здесь проживают коренные жители из четырёх сёл, Чорку, Чилгази, Исфара и Навгилем. 98% жителей села - местные таджики. Дома остались от их прадедушек. Раньше в селе были и несколько семей-кыргызов. Но, сейчас их осталось две или три. Есть еще и интернациональные семьи, которые состоят из киргизов и таджиков. Дорога от центра Исфары до села не дальняя, всего лишь 7-8 км. Общественных тран...

«Имон ва эътиқоди мустаҳкам маро устувортар намуд»

Аутизм – ихтилолест, ки бо норасоии ҳамаҷонибаи ҳамкории иҷтимоӣ ва муошират бо шавқмандиҳои маҳдуд ва амалҳои такроршаванда тавсиф меёбад. То ҳол сабаби аутизм маълум нест, аммо тадқиқот нишон медиҳанд, ки аутизм натиҷаи маҷмӯи ихтилолҳои генетикӣ ва омилҳои берунии биологию экологӣ аст... Аутист метавонад, дар оилаи солим таваллуд шавад. Қаҳрамони мо ба хотири фарзанди аутисташ касбашро иваз кард. Бештар дуо хонда, эътиқодашро мустаҳкам намуд. Маҳз эътиқоду имонаш ӯ ва фарзандашро дар зиндагӣ устувортар кард. Беҳрӯз – «особенный ребенок» Хиромон нахустфарзандашро бо азобҳои зиёд таваллуд кард. Ҳолати ҳар ду – ҳам модару ҳам кӯдак, вазнин буданд. Духтурон гуфтанд, ки зинда мондани кӯдак зери суол аст, чун осебҳои зиёд дорад. Ҳатто дар ҳолати зинда монданаш, шояд кӯдак суст инкишоф ёбад ва ё фалаҷ шавад. Давоми як моҳ модару кӯдак барои зинда мондан дар шӯъбаи эҳёи бемористон мубориза бурданд. Кӯдакаш тариқи дастгоҳи сунъӣ нафас мекашид. Рӯзе, ки ҳолати кӯдак беҳтар шуду бидуни кӯмаки ...